Спецпроекты

На страницу обзора
Станислав Иодковский, IVA Technologies: Вернувшись в Россию, зарубежные вендоры поймут, что рынок надо отвоевывать

После ухода из России сервисов ВКС вроде Cisco Webex и Microsoft Teams бизнес начал миграцию на российские решения видеоконференцсвязи. Что сейчас могут отечественные разработчики предложить компаниям и когда ожидают возвращения зарубежных вендоров, в интервью CNews рассказал гендиректор IVA Technologies Станислав Иодковский. 

Станислав ИодковскийIVA Technologies

«Стал доступен тот рынок, до которого мы не могли дотянуться»

CNews: Как бы вы описали текущее положение дел рынка ВКС в России?

Станислав Иодковский: На сегодняшний момент мы видим очередной всплеск потребности в российских решениях – запросов стало больше примерно в десять раз.

Это связано, в первую очередь, с тем, что многим заказчикам, которых раньше все устраивало и они даже не задумывались об импортозамещении, теперь пришлось данным вопросом озадачиться. Особенно после отказа от иностранных решений. После ухода Cisco некоторые вообще оказались практически без связи – много организаций из банковского сектора, консалтинга, промышленности... Практически из всех сегментов рынка, которые раньше не были зарегулированы.

Сейчас мы находимся в стадии активного пилотирования – помогаем разворачивать системы ВКС и временные облачные решения, прорабатываем сценарии внедрения. На рынке ВКС на данный момент в корпоративном секторе три российских ключевых игрока и идет серьезная борьба.

CNews: Чем для вашей компании новая реальность отличается от той, что была прежде?

Станислав Иодковский: Для нас основная перемена в том, что стал доступен рынок, до которого мы раньше не могли дотянуться в связи с имеющимися там инсталляциями иностранных конкурентов. Так, если мы раньше во многом опирались на госкомпании – «Ростех», «Росатом», РЖД, «Роснано», то в этом году значимая доля выручки планируется из коммерческого сегмента. Думаю, она будет не 70% на 30% в пользу госкорпораций, а примерно 50% на 50% или даже с небольшим перекосом в сторону коммерческого сегмента. Такая ситуация позволяет нам становиться более конкурентными.

Но вместе с этим, естественно, возникли сложности из-за санкций, так как наше решение в большинстве случаев разворачивалось на серверах с иностранными компонентами, будь то процессоры или память. И если мы говорим про большие сложные системы, была серьезная зависимость от иностранных программных продуктов. К примеру, нужно объединить в кластер серверную группировку – и чтобы все это работало бесшовно, очень активно применялись решения VMware, но в начале весны вендор просто прекратил все общение со своими заказчиками, и у них, соответственно, появилась потребность в аналоге. А нам пришлось в срочном порядке корректировать свои разработки.

Станислав Иодковский, IVA Technologies: Вопрос не в желании компаний переходить на российские решения, а в том, успеют ли они перейти на отечественную инфраструктуру, чтобы спасти свой бизнес

Так что последние месяцы были стрессовыми, но они же позволили нам стать сильнее. Сейчас у отечественных разработчиков есть уникальный шанс за очень короткий период вырасти и в финансовом плане, и в качестве своих продуктов.

CNews: А в истории IVA Technologies уже были такие периоды, которые хотя бы отдаленно напоминали то, что сейчас происходит на рынке?

Станислав Иодковский: Пожалуй, пандемия. До нее массового запроса на «удаленку» и развертывание сервисов ВКС не было. Спасибо Zoom, что приучил всех к ВКС, а теперь, в связи с массовым исходом из России западных игроков, доверие к нему, хоть он пока и остался, сильно подорвано. За пандемию мы выдали больше 50 тыс. лицензий – это около 200 тыс. абонентов, которые ежедневно продолжают пользоваться нашим сервисом.

CNews: С точки зрения безопасности весна 2022 г. тоже выдалась непростой.

Станислав Иодковский: Да, после 24 февраля мы фиксировали беспрецедентное количество хакерских атак – страдало все, до чего злоумышленники могли дотянуться, в том числе ВКС. Атаки шли с американских, прибалтийских, украинских серверов. По фишинговой ссылке хакеры получали доступ к корпоративной почте и оттуда по ссылке входили в конференцию.

В связи с огромным количеством инцидентов, мы ввели двухфакторную аутентификацию. Если человек получил ссылку случайно, он не может просто так зайти в конференцию – ему надо верифицироваться по почте или по SMS.

«Пользователям нужно суперприложение с мессенджером и ВКС»

CNews: Расскажите про главные «фишки» IVA MCU – чего нет у конкурентов?

Станислав Иодковский: В экосистему наших продуктов входит видеоконференцсвязь во всех ее проявлениях, и через Web, и через мобильное приложение. В сентябре мы выпускаем свой коммуникационный сервер, программный телефонный коммутатор, который позволит расширить функции видеоконференцсвязи и закрыть потребность в телефонии. Плюс у нас есть линейка телефонных аппаратов российского производства.

Если сравнивать IVA Technologies с отечественными конкурентами по портфелю, мы единственные предлагаем комплексный продукт «под ключ». Дело в том, что мы пошли по концепции Cisco и Avaya – когда есть вендор и он работает в режиме одного окна по всем вопросам. Появляется единое управление экосистемой, что очень удобно, и здесь мы догоняем иностранцев.

Кроме того, у нас в портфеле представлены сертифицированные продукты, которые позволяют организовать совершенно секретные переговоры, согласно требованиям регулирующих органов. Есть много удобных функций, например, стенограф, благодаря которому после видеосеанса формируется текстовый документ с текстовой расшифровкой беседы. Есть сервис для синхронного перевода: если собеседники говорят на разных языках, то подключается третий человек – переводчик, и абоненты будут слышать только то, что говорит он. Это очень удобно для международных конференций.

Мы также научились работать с большой аудиторией. Например, у нас есть 250 человек, и мы разделяем их на четыре виртуальные аудитории, нажав всего на одну кнопку. Проводим также интеграции с различными интерактивными досками для образовательных платформ.

Я уверен, что через полгода-год мы займем определенную нишу на российском рынке и начнем активно экспортировать наши решения за рубеж – в страны АСЕАН, на Ближний Восток, в Турцию, Латинскую Америку, Африку.

CNews: Как быстро можно развернуть вашу систему?

Станислав Иодковский: Технически, при наличии необходимой инфраструктуры, развернуть и запустить систему можно буквально за 15-20 минут. Однако надо понимать, что процесс продаж на корпоративном рынке, как правило, небыстрый: заказчик сначала тестирует продукт, пилотирует, потом мы с ним обсуждаем детали. Процесс занимает от трех месяцев до полугода – по истечении этого времени мы выходим на контракт.

Скорость внедрения зависит также от готовности компании – все-таки это достаточно тяжелый сервис с точки зрения имплементации во внутреннюю инфраструктуру. Необходимо соответствие всем политикам безопасности организации, интеграция с внутренними информационными системами. Оттачивать процессы можно до двух месяцев, а в некоторых случаях и дольше.

CNews: Что сегодня нужно пользователю от современной системы ВКС?

Станислав Иодковский: Ему нужен российский WhatsApp и ВКС в одном флаконе, при этом общение должно быть безопасным и происходить на любых устройствах. А корпоративные клиенты, чтобы упростить взаимоотношения уже со своими заказчиками, хотят в эту среду общения интегрировать отчеты, организацию совещаний, корпоративный календарь, элементы CRM-системы и пр., получив такими образом инструментарий для выполнения своих задач в режиме одного окна.

Иными словами, людям нужно суперприложение, и мы как раз сейчас двигаемся в данном направлении. Так, у нас есть стратегическое партнерство с VK, которые сделали на одной платформе почту, мессенджер, постановщик задач с элементами CRM, а от нас – интеграция сервисов с видео. По сути, мы вместе в VK закрыли потребность заказчиков в продуктах Microsoft.

«Захотят ли компании снова переходить на зарубежные решения - вопрос»

CNews: Возможен ли возврат зарубежных вендоров ВКС в России?

Станислав Иодковский: В ближайшие несколько лет это маловероятно. Заказчики скоро привыкнут работать на других системах, и чтобы иностранным игрокам к нам вернуться, им придется в буквальном смысле снова отвоевывать долю рынка. Захотят ли наши компании снова переходить на зарубежные решения – тоже вопрос. Если только, конечно, те не предложат какое-то ноу-хау.., но ведь российские разработчики продолжают активно работать над собственными продуктами. В любом случае возвращение точно будет болезненным.

И вряд ли зарубежные вендоры в будущем смогут занять более 20-30% рынка. Скорее всего, они будут работать с глобальными компаниями. По сравнению с 95% рынка, которые они занимали, например, до 2014 г., это очень мало.

Конечно, сейчас очень жалко заказчиков, которые потратили миллионы долларов на инсталляцию иностранных решений. Людей подставили – некоторые зарубежные компании просто перестали выполнять свои обязательства по контрактам. Плохо пришлось и импортерам, которые ввозили в Россию иностранное оборудование...

Станислав Иодковский, IVA Technologies: Через полгода-год мы начнем экспортировать наши решения ВКС за рубеж

В то же время ситуация на рынке позитивно складывается для российских разработчиков. И для страны в глобальном плане – тоже. Потому что через два-три года за счет рыночных механизмов мы увидим уже крупных национальных ИТ-лидеров, которые будут задавать тренды во всем мире.

CNews: Охотно ли бизнес переходит на российские аналоги? Или просто выбора особо нет?

Станислав Иодковский: Если мы говорим про наш сегмент ВКС – достаточно охотно, это не слишком болезненный вопрос, хотя у заказчиков есть определенные привычки и особенности инсталляции решений. Если мы говорим про вычислительные системы, есть проблемы – не все классы серверов мы научились производить в России. Это же касается систем хранения данных, большие высоконагруженные массивы мы пока делать не умеем. И тут помогают китайские игроки.

Но на самом деле вопрос не в желании или нежелании – а в том, насколько быстро компании успеют перейти на российскую инфраструктуру, чтобы спасти свой бизнес.

CNews: Может ли в нынешней ситуации какой-то новый игрок на рынке ВКС в одночасье выбиться в лидеры?

Станислав Иодковский: Новые игроки, безусловно, появляются, но не зря есть поговорка: девять женщин за месяц ребенка не выносят. Для того, чтобы новой компании выйти на этот рынок, ей придется пройти весь путь проработки своего продукта, а на это требуется время.

Краткая биография

Станислав Иодковский

Кроме того, выйти на рынок с простым ВКС почти невозможно. Многие заказчики уже выбрали себе системы, и на другую «без боевого опыта» будут смотреть со скепсисом. Вот, к примеру, многие большие компании пытаются развивать собственные ВКС. Несмотря на почти безграничные возможности, у них до сих пор огромное количество сценариев не работает.

К слову, и занимается этим особый класс разработчиков, которых в принципе не так много. Мы берем людей из институтов с небольшим опытом и растим свои команды.

CNews: Насколько остро сейчас стоит проблема с кадровым голодом?

Станислав Иодковский: У нас действительно наблюдается дефицит кадров, но он был и до 24 февраля. Сейчас в компании открыто 50 вакансий: ищем Go-разработчиков, Python, джавистов... Всех.

Этот голод стал острее из-за того, что мы растем, и нам нужно больше людей в командах. И у нас, кстати, никто не уволился из-за переезда за границу. Массово уезжали те ИТ-шники, которые работали на иностранные компании – к примеру, Google, Intel предложили релокацию своим работникам и ушли с нашего рынка, забрав с собой человеческие ресурсы. Остальные же остались.

CNews: В каком направлении будет развиваться рынок в ближайшее время, как считаете?

Станислав Иодковский: Думаю, в ближайший год мы расширим функционал нашей экосистемы унифицированных коммуникаций, с которой можно будет смело выходить на зарубежные рынки и конкурировать с иностранцами.

А если говорить в целом, мне кажется, рынок ВКС скоро начнет все больше использовать различные мультимедийные фишки. Например, новый инструментарий, с помощью которого можно общаться как через стекло. Для этого требуются специальные экраны, которые позволяют построить переговорную комнату, оборудованную камерами с технологиями ИИ. Тогда у собеседников будет ощущение, что встреча происходит в дополненной реальности.

Но для реализации такой технологии нужна определенная ширина каналов, крутые современные экраны, огромные вычислительные мощности для камер. Это следующее поколение видеосвязи, которое в ближайшие пять-десять лет появится на рынке.