Спецпроекты

На страницу обзора
Денис Струков, «Геоинтеллект»: Геоинформационные технологии помогают управлять городом и бизнесом

Численность населения, платежеспособность, трафик — эти и другие параметры имеют ключевое значение при создании бизнес-модели развития розничной сети, ресторанов или управления «умным» городом. Как это связано? Оперировать данными помогают компании, специализирующиеся в области геоаналитики. О том, где их можно применять и с каким эффектом, CNews рассказал разработчик геоаналитической платформы для бизнеса и госсектора «Геоинтеллект», гендиректор «Центра пространственных исследований» Денис Струков.

Денис СтруковЦПИ

«Рынок геоинформационных систем достаточно сложный»

CNews: Как давно ЦПИ работает в области геоаналитики?

Денис Струков: В следующем году будет 20 лет. Мы занимаемся исключительно геоаналитикой, умеем обрабатывать большие геоданные о популяции людей, выполнять задачи и для бизнеса, и для госсектора. Сейчас мы уже больше ИТ-компания, которая вышла из сферы консалтинга и занимается моделированием.

Поначалу мы фокусировались на создании сервисов на рынке геомаркетинга для корпоративного сектора B2B: оценивали локации для того, чтобы спланировать открытие магазинов, банков, кафе и любых других точек в определенном городе. Среди наших заказчиков — в основном ритейлеры, которым надо найти лучшее место в городе, но есть еще и девелоперы, которым нужно оценить инвестиционную привлекательность земельного участка в том или ином районе, понять, как его «нарезать» с точки зрения квартир, арендаторов и так далее.

Денис Струков: Сейчас мы уже больше ИТ-компания, которая вышла из сферы консалтинга и занимается моделированием

Последние несколько лет мы работаем с госсектором в направлении «умных» городов. Мы написали геоаналитическую платформу «Геоинтеллект» и в 2018 г. зарегистрировали ее как российское ПО — она есть в реестре отечественного программного обеспечения.

CNews: Сейчас вы продаете лицензии на этот программный продукт?

Денис Струков: Нет, не совсем, мы продолжаем решать задачи клиента, обеспечивая интеграцию нашего продукта с другими платформами класса BI и CRM. Мы не гонимся за продажами софта и стараемся работать на рынке решений, привлекать партнеров, интеграторов. Иногда мы сами интеграторы, когда речь идет об интеграции геоданных из разных источников в одной платформе или нескольких платформах: GIS, BI и др.

Например, мы сделали интеграцию с CRM-системой «Вкусвилла» — теперь искусственный интеллект помогает им оценить локацию и подсчитать население в определенных зонах внутри своих дашбордов. При этом у розничной сети «Дикси» решение на базе платформы отдельное. Кстати, недавно мы прошли аудит на то, что программный продукт не зависит от западных вендоров.

CNews: То есть ваша система встраивается в решения клиента?

Денис Струков: Да, платформа «Геоинтеллект» состоит из микросервисов. Архитектурно это такой конструктор, из которого можно вытащить любую составляющую и с помощью API встроить часть функционала в стороннюю систему. Это дешевле, чем покупать лицензию и заниматься полноценной интеграцией. Плюс менеджер без программирования может сконструировать решение под конкретный отдел или департамент с сущностями: функциями, картографическими сервисами разного дизайна, геоданными.

Также у нас есть коробочное решение on-premise, которое мы храним у себя на сервере. Лицензии позволяют использовать его в облачном формате, так что софт можно применять для импортозамещения зарубежных технологий. Конечно, мы не претендуем на полную замену всего ассортимента приложений из класса ГИС (геоинформационных систем), но продукт «Геоинтеллект. Платформа» может заменить именно те программные продукты, которые публикуют геоданные в веб-приложениях, управляют ими, проводят геоаналитический анализ, работают с большими данными на больших территориях. Наши клиенты отмечают, что функционал работает очень быстро. Это и понятно, мы очень много времени тратим на то, чтобы обеспечить нужную скорость.

В целом стоит сказать, что рынок геоинформационных систем достаточно сложен: есть рынок геоданных, геоаналитики, картографии, платформ, софта, консалтинговых услуг, дистанционного зондирования... Отечественные решения имеются, но единой компании, которая способна заместить все линейки западных вендоров, на мой взгляд, пока нет. Но есть куда расти. Многие американские и европейские программные продукты ГИС сейчас уходят или уже ушли с нашего рынка, завершая последние договоры с технической поддержкой. Вместе с открытым программным настольным ПО ГИС «Геоинтеллект.Платформа» может их заменить.

«Location Intelligence — основной фокус компании»

CNews: Расскажите про класс систем Location Intelligence. Для чего они нужны?

Денис Струков: Это новый класс систем, предполагающий создание отраслевых решений с геоданными и функциями под конкретные задачи. В отличие от ГИС такие системы снабжены более богатым аналитическим функционалом из других систем, например из BI, и главное, помимо карт: они уже могут содержать готовые к использованию геоданные. Еще одним плюсом является использование ИИ в таких системах. На базе ИИ можно обрабатывать снимки, строить математические модели по предсказыванию каких-то событий и визуализировать их в виде геопорталов, приложений с различными картами и статистикой.

На базе ИИ можно обрабатывать снимки, строить математические модели по предсказыванию каких-то событий и визуализировать их в виде геопорталов, приложений с различными картами и статистикой

Еще одна особенность профессиональной геоаналитической платформы класса LI — выгрузка геоданных в машиночитаемые форматы. Аналитикам это важно. Мы стараемся агрегировать их из открытых и закрытых источников, эмулируем запросы и помогаем заказчикам выгружать эти данные в отчеты. Ведь информацию из существующих картографических систем не всегда можно выгрузить, например, в csv. Чтобы привести точки, картинки, списки объектов в машиночитаемый формат требуются специальные программные решения, специалисты и «Геоинтеллект».

CNews: Какие задачи вы выполняли для X5 Retail Group?

Денис Струков: X5 Retail Group стала одной из первых в России компаний, которая начала создавать систему автоматизации процесса поиска локации. Обычно ритейлу требуется оптимизировать торговую сеть с точки зрения целевой аудитории, оценить место окружения и откорректировать ассортимент. К примеру, в зависимости от населения: будет это магазин одного формата или другого. Локацию нужно оценить и с точки зрения размещения рекламы и наличия конкурентов поблизости.

X5 Retail Group требовалось открывать тысячи магазинов в год, но до сотрудничества с нами на оценку одного места для магазина уходила неделя. Нужно было ускоряться в несколько раз — так было принято решение создать внутрикорпоративную ГИС с различными геоданными, автоматизацией процессов Workflow, сбора данных и прогнозирования товарооборота в локации.

Денис Струков: Рынок геоинформационных систем достаточно сложен

Системным интегратором был наш «Центр пространственных исследований» — система выдавала информацию о том, сколько человек проживает в зоне будущего магазина, каким может быть товарооборот. Благодаря решению сеть начала открывать, по разным открытым данным, по шесть магазинов в день в пик. По темпам масштабируемости X5 Retail Group обогнала своего ближайшего конкурента, хотя количество персонала, который занимался оценкой новых локаций, было меньше примерно на треть. В проекте участвовало много компаний, наш центр был основным разработчиком и агрегатором данных.

Потом этот опыт был использован в ряде других проектов, облачном «Геоинтеллекте», так как задачи ритейлеров у всех схожи как в сегментах FMCG, так и среди сетей ресторанов, косметических, строительных и других магазинов. Поэтому наша задача была всегда сделать такой продукт, который бы подходил бы всем.

CNews: Так от консалтинговой экспертизы вы пришли к накоплению данных о населении.

Денис Струков: Да, теперь в нашем распоряжении огромное количество геоданных по разным городам России и некоторым странам СНГ, дальнего зарубежья. Геомаркетинговые исследования позволяют принимать точные решения о выборе торговой точки вне зависимости от сферы бизнеса.

Среди наших клиентов — «X5 Group», «Дикси», KFC, «Леруа Мерлен», «Вкусвилл», «Главстрой», «Метро С&C» и еще более 600 клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Ритейл, банки, кафе, рестораны, отели, аптеки, медцентры, производители товаров, страховые компании, жилые комплексы, ТЦ — всех интересуют одни и те же вопросы. Сколько людей проживает в доме, квартале, районе, городе, субъекте, стране? Где сколько человек живет? Где сколько человек работает? Где и какой объем людей перемещается?

Мы агрегируем геоданные из открытых и платных источников, заключаем договоры. Делаем «геомодели» распределения людей по местам массового скопления в городах. Причем если раньше такого рода геоданные были очень дорогими и недоступными для малого бизнеса, сегодня ситуация изменилась.

Для малого бизнеса теперь можно использовать картографические сервисы B2C, открытые данные Росстата, геопорталы администрации субъектов РФ и открытые порталы субъектов страны. В случае с крупным бизнесом это геоаналитические SaaS, специальное ПО по ЭВМ, математические модели и уникальные базы данных.

Веб-приложение «Геоинтеллекта» представляет собой картографические сервисы и геоданные, которые можно сопоставить между собой в одном месте (локации). Присутствует функционал сравнения зоны пешей, транспортной, велосипедной доступности между собой. Можно агрегировать геоданные и сделать сводные индексы в виде тепловых карт, которые по сути являются рекомендацией к действию: где открывать магазин, где есть спрос на тот или иной бизнес или находится та или иная целевая аудитория под конкретный формат бизнеса.

«В Ташкенте открылся ситуационный центр на основе «Геоинтеллекта»

CNews: В последние годы вы стали плотнее работать с госсектором в области построения «умных» городов. С кем уже удалось выстроить сотрудничество?

Денис Струков: Мы сейчас работаем не только в России, но и на рынках Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Информация, собранная из различных источников и сделанная в виде аналитических инструментов, тепловых карт может использоваться для принятия решений городскими властями. Знания о популяции в контексте местности помогают развивать города — эффективнее выстраивать систему видеонаблюдения, отрасль обращения с отходами, мониторинга воздуха, сервисы для жителей, помогать малому бизнесу и крупным инвесторам, организовывать здравоохранение и т.д.

Так, наша платформа помогает проектировать городские объекты с точки зрения удобства жителей, выбирать локации под застройку. Можно эффективнее спланировать места для новых школ и детских садов, проанализировав скученность населения в том или ином районе и показатели демографии. Урбанистика, здравоохранение, экономика и инвестиции, здравоохранение, экология, строительство — это далеко не все отрасли городской экономики, в которых могут пригодиться геоданные и геоаналитика.

Информация, собранная из различных источников и сделанная в виде аналитических инструментов, тепловых карт может использоваться для принятия решений городскими властями

Геоданные учитывают место проживания, платежеспособность, особенности городской инфраструктуры, формирование потоков людей в определенных точках и так далее. «Геоинтеллект.Платформа» по каждому параметру может представлять более детальные сведения, и это дает возможность сравнивать разные городские зоны и выдавать отчеты-сравнения. Можно объединить одни и те же задачи и решать их при помощи геоаналитики эффективно для разных государственных программ («Умный город/регион», «Комфортность проживания», «Создание цифровых двойников города/региона», «Оценки KPI мэра/губернатора») и других задач городского управления.

На выходе таких программ могут быть дашборды, геопорталы или веб-приложения для того, чтобы органы власти принимали эффективные решения, а исполнители более глубоко и правильно проводили анализ внутри территории, оптимизировали размещения городских объектов, понимали особенности распределения людей в городе в разное время и так далее.

Хочу подчеркнуть, что не только госсектор нам интересен. У нас есть некоторая накопленная экспертиза в разных отраслях в геоаналитике, мы часто работаем с ИТ-компаниями, системными интеграторами, поставщиками данных. Есть опыт работы коллаборации для заказчиков с Yandex DataLens (Yandex Cloud), МТС, 1C, Visiology и с другими компаниями. Надеюсь, он был успешен для всех сторон.

CNews: Расскажите, как удалось создать цифровой двойник Ташкента?

Денис Струков: В столице Узбекистана не так давно открылся ситуационный аналитический центр, который позволяет оперативно реагировать на происшествия. Разделим задачи управления городом на три области: первая — это срочные ремонтные работы, обеспечение светом, газом и водой; вторая — стратегические задачи, связанные со строительством социальных объектов, элементов инфраструктуры и дорожного движения; третья — инвестиционные задачи и долгосрочные проекты по развитию города.

В ситуационном центре на один экран стекается информация пожарных, строительных, медицинских и других служб, позволяющая руководству быстро принимать решения. Наша геоинформационная система позволяет чиновникам, например, оценивать индекс комфорта жителей тех или иных районов — доступность к поликлиникам, детским садам, школам, метро, паркам. Всю информацию можно посмотреть в разрезе районов и муниципалитетов, кварталов, сделать списки, сравнить, понять и принять решение.

Денис Струков: Цифровой двойник города или региона — это геопортал-маркетплейс сервисов для органов власти, бизнеса и жителей с математическими моделями, большими геоданными и конструктором геосервисов

Из интересного — благодаря нашему сервису мы заметили, что в районах Ташкента, где много мечетей, почти нет питейных заведений. Можно также быстро заметить, в каких районах потребление электроэнергии превышает норму. Или составить график замены лифтов в домах в зависимости от степени их износа. Проанализировать места на дорогах, где чаще всего происходят ДТП. Это может натолкнуть чиновников как на определенные соображения при работе над генпланом города, так и принимать решения «по ситуации»

«Умные» сервисы на основе геоаналитики в конечном итоге улучшают качество жизни людей и увеличивают их лояльность к руководству региона.

CNews: Данные сотовых операторов используются в Ташкенте?

Денис Струков: Самое интересное, что нет. Не используются пока.

CNews: Как, ведь они же активно используются в регионах нашей страны для разных сфер в «умных» городах?

Денис Струков: Да, это правда, но, на наш взгляд, данные сотовых операторов очень переоценены. Это не только наше мнение, но и мнение многих, кто с ними поработал. Есть масса методов, как их заменить для разных задач. В Ташкенте есть сложности с обработкой больших данных сотовых операторов, поэтому мы придумали другие аналитические инструменты, используем другие геоданные, моделирование. При этом, конечно, иногда сотовые данные сложно заменить, когда нужно посчитать работающих или оценить туристические потоки.

CNews: Какие еще возможности есть у пользователей вашей платформы из госсектора?

Денис Струков: Они могут загрузить на нее данные, настроить отображение, опубликовать. Можно получить информацию по интересующему объекту, создать собственные точечные геоданные или импортировать их из формата MS Excel. Рассчитать статистику включенных слоев в инструментах зональной статистики, например, транспортной или пешеходной зоны. Конвертировать отчеты в форматы Excel, Word, PowerPoint, подключить картографические сервисы и Workflow — создать согласования проектов разными подразделениями и ведомствами с привязкой к карте и KPI депутатов, глав муниципалитетов.

Денис Струков: Оперируя большими геоданными, оцифровывая город, можно эффективно управлять процессами, стратегически планировать социальные объекты, медицинский учреждения, мусорные контейнеры для комфортного проживания людей

Есть масса кейсов, например можно увидеть, где больше жалуются на мусор в городе, где озелененность достаточная, а где нет, уменьшить время госпитализации больных и многое другое.

Вообще сейчас многие говорят о цифровых двойниках. Часто это просто красивая 3D-картинка. Но для нас это оцифрованные данные всех процессов в городе для принятия своевременных решений. Концептуально наше видение мы много раз доносили на конференциях, придумывали архитектуру платформы «умного» города на форсайт-сессиях. Если говорить о цифровом двойнике города или региона, мы считаем, он должен представлять собой геопортал-маркетплейс сервисов для органов власти, бизнеса и жителей. Ядро такого портала — геоаналитическая платформа с большими геоданными и математические модели.

CNews: А как геоданные помогают в планировании инвестиций?

Денис Струков: В системе «Геоинтеллект» есть три ключевых типа анализа визуальный анализ или сравнительный анализ зон, тепловая карта с индексами на основе геоданных и калькуляторы на основе геоданных. Для привлечения инвестиций можно формировать предложения города по земельным участкам под застройку по функциям, маркетинговую оценку ЗУ для застройщиков, индексы территорий привлекательности для разных видов малого бизнеса, миграционные потоки людей и так далее.

К примеру, иногда девелопер покупает участок, не зная, что выгоднее здесь построить. Платформа же может предложить рейтинг земельного участка с учетом его кадастровой стоимости и других факторов. Здесь мы агрегируем разные геоданные, в том числе кадастровые, рыночные и делаем такой калькулятор. На выходе девелопер сразу быстро понимает уровень рисков вложения в земельный участок, пригоден он для использования, например, под жилой комплекс, или нет.

В сфере регламентирования привлечения крупных инвесторов в регионы России обсуждается «Инвестиционный стандарт». Когда-то мы разрабатывали «Геоинформационную систему инвестора Санкт-Петербурга», опыт которой был в то время, 15 лет назад, передовым. Сейчас, конечно, многое уже модернизировали, мы предлагаем «умные калькуляторы», тепловые карты для того, чтобы государственные органы активно предлагали земельные участки, а инвесторы принимали быстрые и эффективные решения.

Система позволяет принимать решение даже малым инвесторам, например владельцам салонов красоты. Мы надеемся, что нашу платформу внедрят в услугу «Мой бизнес» в МФЦ, в рамках которой предпринимателям предоставляются экспертные консультации. Это поможет сделать выдачу госсубсидий эффективнее.

«В России здравоохранение, видеонаблюдение и раздельный сбор мусора»

CNews: В Санкт-Петербурге у вас был интересный опыт организации системы раздельного сбора мусора. Что вам удалось сделать?

Денис Струков: Да, вместе с общественным движением «Раздельный сбор» мы проанализировали, сколько людей в разных районах города обеспечены контейнерами для пластика и других фракций. Оказалось, что для 69% населения утилизация пластика (1-2 класс) доступна, хотя процент людей, сдающих бутылки на переработку, гораздо меньше. Интересная статистика у нас получилась по Петроградскому району и ЖК «Парнас». Оказалось, что в новом районе сортируют мусор только 4,7%, а на Петроградке — 12%, при этом доступность к бакам РСО примерно одинаковая.

Помогла наша система также оптимизировать расположение баков по опасным отходам (батарейки, градусники, ртутные лампы): переставив 391 контейнер, мы увеличили охват населения с 1,5 млн до 2,8 млн человек. Это стало возможным благодаря специальному математическому алгоритму. Не расходуя ни рубля на новые контейнеры, можно переместить и найти более 1 млн жителей. Остается их привлечь к сортировке. Это уже отдельная задача.

Занимались мы в Петербурге и размещением видеокамер, анализируя, где их лучше расположить в зависимости от разных факторов, ткани городской застройки. Создали специальный алгоритм и функционал, который позволяет эффективно размещать видеокамеру так, чтоб оптимально подойти к вопросу бюджетного планирования.

Еще один петербургский проект, из ранних — построение математической модели, которая позволила имитировать распространение заболеваемости в регионе, анализировать доступность медуслуг, врачей-специалистов, планировать коечный фонд и уровень госпитализаций.

CNews: Что главное в вашем подходе к решениям?

Денис Струков: Оперируя большими геоданными, оцифровывая город, можно и нужно эффективно управлять оперативными и стратегическими процессами в городе. Грамотно планировать социальные объекты, медицинские учреждения, мусорные контейнеры, бизнес-инфраструктуру — делать жизнь обычных людей комфортной, повышать ее качество. Если люди видят результат, они становятся лояльнее к руководству города или региона. Таких примеров в нашей практике уже много.

erid:Pb3XmBtztBxGETS7HtjstQ8YEPgXLDMGkfJyvhcРекламодатель: ООО «ЦПИ»ИНН/ОГРН: 7839395070/1089848047849Сайт: https://geointellect.com

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2021
№ 2021 Название компании Выручка в 2021 г., с НДС, ₽тыс
1 Ростелеком (цифровые сервисы)* 88 399 000
2 Softline** 17 847 644
3 ОТР 10 977 200
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2021 г.
Головной заказчик Исполнитель Сумма контракта, ₽млн
1 Минцифры Ростелеком 12 000,00
2 Минцифры Ростелеком 10 842,58
3* ФНС ГНИВЦ (2) 4 844,63
Подробнее