Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Макеев, Пиклема: В России заказчики готовы экспериментировать, а на Западе хотят готовый продукт

Компания «Пиклема» разрабатывает цифровые помощники для предприятий горной добычи и создает решения, уникальные для отрасли. Недавно к «Пиклема» присоединилась команда ORI Team, эксперты в области компьютерного зрения. Над чем они будут работать вместе и какие тренды в цифровизации горной добычи актуальны сейчас, рассказывает Михаил Макеев, управляющий директор «Пиклема». 

Михаил МакеевПиклема

CNews: Что вы могли бы сказать о цифровизации горной отрасли в России? На каком уровне мы сейчас находимся, наши сильные и слабые места?

Михаил Макеев: На мой взгляд, уровень цифровизации горной отрасли в России чуть выше среднего. Мы немного отстаем от лидеров (Австралии, Канады и США), но опережаем такие азиатские страны, как Индия и Индонезия.

В России хорошие инженерные кадры, высок интерес к новым технологиям, а главное — большая готовность их принимать. Еще одна наша особенность — самостоятельное мышление. Если в том же Чили, Перу, где мы работали, люди охотно следуют инструкции и делают так, как рекомендует система, то в России задают вопросы и высказывают свое мнение. Что неплохо, это помогает нам развивать наш продукт.

CNews: Какие главные тренды в этой области в развитии цифровизации вы отметили бы сейчас и какими вы их видите в ближайшем будущем.

Михаил Макеев: Самый явный тренд за последний год — возвращение к тому, что было 15 лет назад, когда я только начинал заниматься горной автоматизацией. Тогда, в середине 2000-х, компании создавали свои отделы по цифровизации, автоматизации, и сами разрабатывали технологии для себя. Сейчас происходит то же самое.

CNews: Как бы вы оценили влияние этого тренда на развитие цифровизации?

Михаил Макеев: Я бы не сказал, что это хорошо для развития технологий и для рынка. Есть заказчик, который постоянно тебе платит, ты делаешь продукт исключительно под него. Нет конкуренции — нет развития.

Михаил Макеев, Пиклема: Как в России, так и в мире будет развиваться тренд на использование готовых алгоритмов ИИ для поддержки принятия решений

Второй тренд — управление инновациями со стороны государства. Создаются индустриальные центры компетенций (ИЦК), которые объединяют производителей по секторам. Происходит централизация управления развитием инноваций. В этом есть и позитивная, и негативная сторона. Регулирование со стороны государства необходимо. Однако есть тенденция, в рамках которой гранты уходят крупным компаниям с большим опытом получения гос финансирования. Малому и среднему бизнесу получить поддержку сложнее. Безусловно, необходимо следить за тем, чтобы гранты не получали компании-однодневки. Но я считаю, что если бы процесс стал прозрачнее и легче для малого и среднего бизнеса, это бы способствовало развитию рынка и технологий.

Третий тренд — появление и развитие отечественных решений. Это происходит уже в течение нескольких лет и не связано с событиями 2022 года. Три-четыре российских компании делают очень хорошие системы диспетчеризации горно-транспортного комплекса. Они конкурируют между собой, что, может быть, для них самих и не очень комфортно, но для рынка и развития технологий это хорошо.

CNews: Какие тренды и как будут развиваться в ближайшие годы?

Михаил Макеев: В первую очередь, конечно, импортозамещение. Если смотреть цифровизацию горной добычи по всем этапам, от сбора данных до ИИ, у нас есть хорошие системы, не хватает только датчиков. Но развивать микроэлектронику с нуля — довольно сложная задача. Мы умеем делать военную электронику, а с потребительской и промышленной сложнее. Поэтому все будет уходить в развитие технологий ИИ, в платформенные решения, которые объединяют все цепочки производства. Большая часть систем сейчас работают как отдельно стоящие. И один из главных трендов именно в горной отрасли — создать на их основе общую систему сбора и хранения данных. Этим уже занимаются многие предприятия. В меньшей степени пока распространено создание цифровых двойников, или имитационных моделей, нужных для того, чтобы управлять цепочкой производства. Есть хорошие алгоритмы оптимизации, которые управляют отдельно оборудованием или подсистемами. Но перепланирование на основе имитационных и прогнозных моделей всей цепочки производства, от горных работ до выхода готовой продукции, — это тренд, который пока не всем виден.

Несколько крупных предприятий сейчас реализуют этот подход, но он требует изменения всей структуры управления, а это сложно, и не все компании могут себе это позволить. Поэтому эти две вещи будут бороться между собой. Внедрение инноваций, с одной стороны, и трудности с изменением структуры управления, с другой.

Как в России, так и в мире будет развиваться тренд на использование готовых алгоритмов ИИ для поддержки принятия решений. Для России это актуально не в последнюю очередь из-за дефицита квалифицированных кадров в отдаленных регионах. Недостаток опыта или квалификации можно возместить машинным обучением.

Краткая биография

Макеев Михаил Андреевич

dsc_3074-crop_180-240.jpg

Растет вовлеченность науки в цифровизацию горной отрасли и тренд на стандартизацию общей методологии использования ИТ, законодательное закрепление определенных правил и условий внедрения технологий. В частности, большую работу делает Институт проблем комплексного освоения недр Российской Академии наук (ИПКОН РАН). Например, на данный момент нет четкого стандарта, как применять те же роботизированные самосвалы или буровые станки. И сейчас его разрабатывают, чтобы предприятия внедряли их с учетом законодательства, в том числе в области промышленной безопасности.

Еще один важный момент — информационная безопасность. Требования к ней сейчас гораздо выше, чем несколько лет назад. Современные стандарты предприятий предусматривают целый раздел по информационной безопасности, который может занимать до 20% от всего объема работ по внедрению ИТ-системы. И безопасность проходит серьезные проверки. Впервые я с этим столкнулся, когда мы внедряли автоматизацию на предприятии в Марокко. Компания — по согласованию с нами, конечно, — нанимала «белых» хакеров, которые проверяли систему на наличие уязвимых мест, чтобы через нее нельзя было взломать внутреннюю сеть. И так поступают многие компании, потому что последствия взлома на производстве — не только утечка персональных данных. Это еще и экономические потери, простои, аварийные ситуации и разные другие неприятности.

CNews: Расскажите о самых интересных кейсах и продуктах Пиклема.

Михаил Макеев: Я бы сказал, у нас каждый кейс интересный, потому что во многом мы образовываем рынок — создаем решения, которых пока нет в массовом сегменте. Например, все знают, что нужно внедрить диспетчеризацию или поставить датчики. А наш продукт стоит между стандартными системами, к которым все привыкли, и полной роботизацией горных работ, которая, по моим оценкам, станет массовой лет через 15–20.

Наш флагманский продукт — это цифровой советчик водителю, рекомендательная система, которая в режиме реального времени подсказывает, как управлять карьерным самосвалом. По нашей статистике на основе данных, собранных на нескольких десятках предприятий, расход топлива и производительность могут на 15–20% зависеть от квалификации водителя. Среднее предприятие — это 50 карьерных самосвалов, только на дизельное топливо для которых уходит около миллиарда рублей в год. Даже пятипроцентная экономия — это уже 50 млн рублей. По факту, с помощью ИИ и моделирования мы минимизируем влияние квалификации водителя и тем самым экономим деньги предприятия. Прямая экономия начинается уже с 1–2 месяца использования системы.

CNews: Как она работает?

Михаил Макеев: Сначала мы собираем данные с бортового компьютера самосвала и с системы диспетчеризации. Добавляем к ним данные с метеостанции, без них составить рекомендации невозможно. Отслеживаем качество данных и корректность построения модели, после чего на основе собранных данных автоматически строится профиль дорог — Google- или Яндекс-карт для карьеров, понятное дело, не существует.

После того, как создан профиль дорог, математическая модель формирует оптимальный профиль движения. Мы разбиваем дорогу на 20-метровые участки и синтезируем идеальное прохождение маршрута на основе нескольких сотен или тысяч проездов и постоянно его обновляем: как только приходят новые данные, модель пересчитывается. Разработав оптимальный скоростной режим, система формирует точки, где необходимо ускориться, включить экорежим, переключить передачу и так далее.

При движении система отслеживает местоположение и скорость конкретного самосвала и подсказывает водителю: здесь нужно ускориться, тут включить экорежим, здесь такая-то передача. И отслеживает, насколько корректно он проходит маршрут. Разумеется, невозможно полностью исключить влияние квалификации водителя, но повысить общий уровень и обеспечить 3–7% экономии топлива мы можем.

По итогам смены система анализирует, насколько качественно ездил водитель, и составляет так называемый рейтинг водителя. В идеальном варианте рейтинги можно завязать на модуль управления персоналом, чтобы принимать решения об обучении отдельных водителей, а также включать экономию топлива в бонусную часть. И предприятия это делают, так как мотивация персонала — это важно.

Михаил Макеев, Пиклема: Наш флагманский продукт — это цифровой советчик водителю, рекомендательная система, которая в режиме реального времени подсказывает, как управлять карьерным самосвалом.

Один из первых наших проектов по внедрению этой системы мы реализовали в сотрудничестве с «ЕВРАЗ КГОК» (ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат). По факту, мы с ними начинали, и они очень помогли нам развить наш продукт. Рабочую систему развернули быстро, всего за три месяца. Также этот цифровой помощник мы внедрили на крупнейшем золоторудном предприятии в России и вместе прошли все этапы стандартизации этого решения.

Практически все наши решения, кроме цифрового помощника водителю, который появился позже, мы начали разрабатывать в сотрудничестве со Стойленским ГОКом (Группа НЛМК). Там очень хорошо работает структура управления внедрением инновационных продуктов. Можно запустить пилот и, если он успешен, быстро перейти к масштабированию. Не на всех предприятиях есть такая возможность.

CNews: Какие именно решения вы запустили на Стойленском ГОКе?

Михаил Макеев: Система прогнозной диагностики, которая позволяет механикам заранее реагировать на поломки техники, чтобы предотвратить аварийный выход из строя.

Советчик шинному инженеру, одно из наших уникальных решений. Шины для карьерных самосвалов — огромные, в два-три человеческих роста. Одна стоит порядка полутора миллионов рублей, а их нужно шесть в год только на один самосвал. Система на основе анализа данных рекомендует, когда нужно шины переставить слева направо, с передней на заднюю ось, отслеживает осмотры и так далее. Все это, чтобы шины дольше служили и можно было сэкономить на их замене.

На том же предприятии в 2022 году мы развернули систему имитационного моделирования работы горного оборудования для сценарного анализа производства. Полностью создали и верифицировали модель, которая может, в зависимости от разных сценариев, спрогнозировать показатели на день, неделю, месяц вперед. Например, в рамках одной из задач — при строительстве нового конвейера и участка фабрики — мы посчитали, сколько понадобится оборудования и какого именно, чтобы выполнить план по объему и качеству руды.

На основе этой модели мы рассматриваем возможность создать систему цифрового управления и планирования, интегрированную с другими системами. Это будет уже не советчик оператору, водителю или шинному инженеру, а советчик по управлению всем предприятием.

CNews: Как это будет работать?

Михаил Макеев: Он будет объединять всех советчиков в одну систему. Взаимосвязь между ними может быть следующая. Скажем, сейчас, даже если у нас есть отдельно стоящий советчик оператору фабрики, но мы не знаем, какая будет руда, то на опробование уйдет время, и это скажется на всех прочих этапах. Но если мы заблаговременно будем знать, какая руда или уголь пойдут на фабрику, это станет входными данными для оптимизации советчика для определения обогащения и даст дополнительный эффект.

Сейчас многие объединяют данные, на основе которых создают схему, что и как работает. Это тоже полезно. Но имитационная модель позволяет не только прогнозировать работу фабрики в зависимости от разных факторов, но и перестраивать ее с помощью алгоритмов, учитывающих как математическую статистику, так и физическую модель работы оборудования.

CNews: Недавно к Пиклема присоединилась команда ORI Team, которая числится среди лучших российских разработчиков в области компьютерного зрения. Над какими проектами вы будете работать вместе?

Михаил Макеев: С ORI Team мы знакомы давно. Они действительно среди лучших в России, их команда занимает первые места практически на всех промышленных соревнованиях по компьютерному зрению и видеоаналитике. В их присоединении к команде Пиклема мы видим очень хорошую синергию. Компьютерное зрение можно добавить практически в каждый из наших продуктов. Уже сейчас мы активно продвигаем решения, направленные на контроль дефектов. Часть уже готовы, мы активно участвуем в тендерах, часть на стадии разработки.

Например, в рекомендательные системы по шинам можно добавить функцию распознавания дефектов прямо во время движения на основе данных, получаемых от тепловизора. Это позволит заблаговременно остановить машину.

Анализ работы погрузочной техники с применением компьютерного зрения позволяет без установки дополнительных датчиков, а только по анализу видео проверить, как работает экскаватор, самосвал, подземная погрузочно-доставочная машина, что упрощает обслуживание.

В начале следующего года мы начнем делать пилот для компании, которая производит трубы для нефтяных скважин. Основная задача — подсчет количества и качества произведенных труб. На основе видеоаналитики мы смотрим, сколько труб на складе, сколько на каждом участке, отслеживаем длину каждой трубы, при необходимости определяем номер, по которому можно отследить ее путь от создания до нарезки и отгрузки конечному потребителю.

Все это делается на основе компьютерного зрения.

И самое важное в этом сотрудничестве. Объединяя наши решения с решениями ORI Team, мы сможем создавать продукты с функциями, которые мало у кого реализованы, если реализованы вообще. Мечта, к которой мы стремимся, долгосрочная цель — полностью готовый к работе коробочный продукт, который можно купить и запустить в любой точке мира. Уже сейчас мы минимизируем или исключаем ручной ввод на всех наших продуктах. Наша задача сделать продукт, который можно внедрить и обслуживать без нашего присутствия, только с помощью локальных партнеров. Эта легкость и простота — результат огромного труда, включающего в себя проработку множества деталей, включая, в частности, опыт подключения к различным вариантам оборудования или учет законодательства разных стран. Мы делаем стандартизированные решения, которые будут внедряться быстро и легко. Чтобы, используя инструкцию, любой человек мог установить и настроить систему. Мы стараемся все максимально упростить для конечного пользователя и обслуживающего персонала. Интерфейс, понятный без инструкции. Бот в Telegram, который присылает сообщения о неисправностях. И так далее.

Мы делаем решения, которым не надо учиться пользоваться, и который учитывает реальные боли предприятий. Повысить производительность фабрики, сэкономить топливо, сократить затраты на реагенты — все это конкретные задачи, которые с помощью наших продуктов можно решить.

При этом мы учитываем специфику разных рынков и соответственно адаптируем продукт. Сейчас мы ведем переговоры по установке наших систем, в первую очередь цифровых советчиков и систем видеоаналитики, на предприятиях в Чили, Перу, Бразилии, ЮАР, Индонезии. И мы заметили, что одно и то же сообщение может сработать на одном рынке, но не сработать на другом.

CNews: Есть ли какие-то особенности, отличия в работе с нашими и зарубежными заказчиками, которые вы могли бы отметить?

Михаил Макеев: В России заказчики больше готовы экспериментировать. Зарубежным заказчикам не принесешь полуготовую систему. Там предпочитают законченные решения и охотнее следуют инструкции. А в России у каждого есть свое мнение, но в этом есть и плюс. На наше предприятие можно прийти с идеей и предложить доработать ее, а заказчики на это согласятся и в итоге получат продукт, адаптированный под нужды конкретного предприятия.

CNews: В ближайшее время вы собираетесь развиваться на российском или зарубежных рынках?

Михаил Макеев: Следующий год будет сложным для тех российских компаний, которые занимаются новыми технологиями. У многих бюджеты на новые проекты будут заморожены, останется то, что касается поддержки существующих систем. Мы в этом году создали хороший задел для рывка на международном рынке. Наработки, которые сделали вместе с российскими заказчиками, позволяют масштабировать эти решения с другими акцентами и предлагать готовые решения зарубежным партнерам. Однако приоритетов мы не делаем. Пока Россия у нас основной рынок и в ближайшее время им останется.

CNews: Но вы планируете расширяться за рубежом?

Михаил Макеев: Да, конечно. Россия — это 5–10% мировой горной добычи. Сейчас мы, образно выражаясь, играем на дворовой площадке, а хотим выйти на мировые стадионы. И это будет хорошо как для нас, так и для российских заказчиков. Собирая опыт на предприятиях по всему миру, мы в итоге принесем его сюда, а сам продукт станет и более эффективным, и более доступным.

CNews: Исходя из своего опыта, можете ли вы что-то посоветовать ИТ-предпринимателям, которые собираются выходить на международные рынки?

Михаил Макеев: Сейчас сложное время, очень много неопределенности, но любой кризис — это возможности. Для нас, например, он стал возможностью выйти на рынки Азии, Африки и опробовать там проекты, которые потом будет проще предложить на западном рынке.

Главный совет — предлагать готовый продукт, потому что «допиливать» его на месте будет сложно и дорого. В первые разы это все равно придется делать, однако надо постараться закончить дома все, что возможно. Например, у нас есть 15 атрибутов продукта, начиная с маркетинговых материалов и заканчивая инструкциями, видеоуроками, как пользоваться, устанавливать, примерами монтажа, — ну и, конечно, самим продуктом. У кого-то в чек-листе будет 12 пунктов, у кого-то 20, но чтобы выходить на зарубежный рынок, хотя бы в каком-то виде галочками должны быть отмечены все. Нам в этом плане очень помог опыт работы с российскими предприятиями.

Когда готовитесь к международному рынку, не пытайтесь зайти сразу на все. Изучите боли, запросы предприятий, и сфокусируйтесь на тех рынках, где на ваш продукт будет самый высокий отклик.

В нынешние кризисные времена важно не работать годами над какой-то одной функцией, а делать готовый продукт, который можно быстро продать. И, по возможности, развиваться на свои деньги. Инвестиции — это всегда ограничения и обязательства. Мы компания с крупными заказчиками, после объединения с ORI Team в штате более 60 человек. Но каждый раз, когда к нам приходят инвесторы, мы хорошо взвешиваем, а стоит ли соглашаться на то или иное предложение или дальше строить компанию, исходя из нашего видения будущего.

Делайте бизнес, который приносит деньги, и инвесторы придут к вам, и вы сможете выбирать, у кого брать деньги, а у кого нет.

CNews: Повлияла ли ситуация 24 февраля на вашу работу? И если да, то как?

Михаил Макеев: повлияла, и сильно. Бюджеты на многие проекты были заморожены. Это минус. Появились сложности в связи с отъездом многих специалистов за границу.

Но есть и плюсы. После ухода западных вендоров у отечественных компаний появилось больше возможностей для развития. И если процесс получения грантов станет более открытым и прозрачным, это еще больше поможет российским компаниям.

erid:Pb3XmBtzt5Anm3Xvov7ppeM8Xe5u9khFfdp5vrt