Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Как кризис изменил рынок ПО в России?

В докризисный период рынок ПО в России принадлежал крупным производителям с мировым именем – доля средних и мелких разработчиков была не велика. Во второй половине 2008 года экономическая ситуация вынудила компании снизить расходы, в том числе и на ИТ. Насколько уменьшились затраты компаний на ПО? Как изменился потребительский спрос? Какие решения будут востребованы в эпоху кризиса?

2007 год и первая половина 2008 стали своеобразным "золотым периодом" на рынке программного обеспечения в России. На показатели продаж сильнее всего повлияла повсеместная легализация, демонстрировавшая высокие темпы. Активные проверки предприятий на предмет контрафакта, публичные судебные процессы в случае установленного использования нелегального ПО только подстегивали движение, которое и без того набирало обороты. Дело в том, что большинство предприятий к этому моменту уже успели изменить свои приоритеты в отношении инвестирования в ИТ – компьютерные парки у всех были в достаточной мере укомплектованы, потребовалось их оснащение, и заказчики обратили внимание на профессиональный и эффективный софт. Это время можно условно назвать "эпохой гигантов" - оно, в основном, принадлежало крупным разработчикам с мировым именем, хотя "кусочки пирога" доставались и более мелким. Основная причина безусловного доминирования гигантов на рынке заключается в огромных суммах, вложенных в маркетинг и рекламу. Запущенный механизм пропаганды определенных брендов отработал затраченные средства. Так как покупатели не были нацелены на экономию, при выборе программного обеспечения они руководствовались скорее стандартизацией ПО (это один из немаловажных факторов для привлечения инвестиций) и запомнившимися рекламными образами, чем соотношением цены и функциональности, доходы крупных компаний по России демонстрировали рекордные показатели.

Как следствие, сравнительная доля небольших и средних производителей была невелика. Они просто не могли выдержать конкуренцию на уровне знакомства потребителя с продуктом. И, несмотря на многочисленные стартап-проекты, вызывавшие большую заинтересованность различных инвесторов и активное обсуждение в СМИ, успешно выйти на широкий и перенасыщенный продуктами рынок имели возможность лишь единицы. Ведь для этого нужно было не только предложить покупателю поистине что-то новое, но и суметь убедить инвесторов вложить деньги в свой бизнес.

Кризис радикально изменил эту ситуацию уже в середине прошлого года. В сфере ИТ, в том числе и закупки ПО во всех отраслях, началось сокращение бюджетов. Небольшой софтверный бизнес получил благодаря этому обстоятельству хороший шанс. Многим предприятиям продукты зарубежных вендоров стали не по карману, после того как растущий курс доллара потянул за собой вверх и цены на иностранный софт. Компании, снижая затраты на ИТ, начали тщательно определять свои бизнес-задачи и соотносить их с функционалом софта. Аналогичный процесс был заметен и на обычном потребительском рынке. Пользователи начали "жить по средствам", присматриваясь к программам, разработанным вендорами "второго эшелона". И убедились в том, что эти предложения могут стать неплохой экономичной альтернативой дорогому софту, который мы привыкли считать стандартом в период, когда экономия на создании ИТ-инфраструктуры не была актуальной.

Десять раз подумать

Период, когда маркетинговые инструменты позволяли в полной мере формировать потребительский спрос на ПО, остался в прошлом. Теперь большинство покупателей софта подходит к приобретению программных продуктов очень взвешенно. Как известно, из огромного перечня возможностей многофункциональных профессиональных программ задействованными оказываются всего 3-15%. Сегодня потребители начинают отдавать себе отчет в том, что, покупая программный пакет с огромным количеством неиспользуемых функций, он переплачивает за них производителю. Этот момент сегодня становится определяющим фактором отказа от растиражированных стандартизированных решений.

«Гостех» превратится в GitHub для российских разработчиков
CNews Analytics

Еще одна новая тенденция проявилась в начале этого года: чтобы выстоять в сегодняшних условиях, вендорам нужно с максимальным вниманием отнестись к российскому рынку и разработать грамотную бизнес-политику. Сейчас на первый план выходят не усредненные категории, и уж тем более не престиж марок разработчиков, а соответствие предложенного решения индивидуальным особенностям клиента. Поэтому те производители, которые продолжают серьезно работать в нашей стране, получают рост продаж даже в кризис. Они ведут не только маркетинговую политику, но и развивают дилерскую сеть, организуют семинары, проводят конкурентный анализ рынка, вникают в специфику бизнеса клиентов, стараются оптимизировать свои предложения. Благодаря этим усилиям в различных сегментах рынка лидирующие позиции в рейтинге продаж интернет-супермаркета Softkey удерживают такие разработчики, как "Битрикс", Rar Lab, Acronis, Keepsoft.

В ожидании флибустьеров

С точки зрения потребителя и логики развития экономического сектора перечисленные последствия кризиса можно считать, как ни удивительно, даже позитивными. Однако он также спровоцировал ситуацию, которая может обернуть прахом все усилия, направленные на формирование рынка легального ПО. К сожалению, подорвана тенденция планомерного снижения уровня пиратства, которая наблюдалась в России последние 2-3 года. Большинству производителей софта это явление нанесет серьезный ущерб. Тем не менее, вендоры, которые целенаправленно работают с потенциальными покупателями, имеют большие шансы получить в итоге хороший результат. Подразумевается, конечно, реальная борьба с пиратством, а не голословные заявления. Ведь в сфере борьбы с контрафактом существует множество эффективных, но не всегда очевидных инструментов. Это создание учебных программ, пакетов для домашнего использования. В частности, компания Adobe активно контактирует со своими нынешними и потенциальными клиентами, организуя семинары, пропагандируя легитимное ПО. Эти усилия положительно сказываются на результатах продаж. Такую тактику могли бы взять на вооружение многие вендоры, но пока они предпочитают задействовать старые маркетинговые инструменты. К сожалению, наладить такую масштабную пропагандистскую работу в сегменте конечных пользователей просто нереально, и это также является причиной, по которой большое число покупателей опять вернется к закупкам пиратских версий ПО. Можно ожидать, что уровень пиратства откатится в этом сегменте к показателям четырехлетней давности.