Разделы

Бизнес Кадры

Современный ИТ-директор "играет по-крупному"

Информационные технологии сегодня - неотъемлемая часть практически любого бизнеса. Соответственно, в каждой организации должен быть специалист, непосредственно отвечающих за них. Именно от грамотного, правильного и разумного ИТ-подхода, определяемого руководителем ИТ-отдела, зависит будущее и доход любой компании. Как задать верное направление и каким должен быть современный ИТ-директор?

Лет 10-15 назад среди существующих на рынке компаний можно было выделить ИТ-зависимые и ИТ-независимые, но сейчас, задавшись целью найти образец, принадлежащий второй категории, придется изрядно помучиться. Ведь если такие организации и существуют, то они, вероятнее всего, либо слишком малы, чтобы быть замеченными, либо занимаются чем-то далеким от бизнеса в привычном понимании. Результаты конкретной предпринимательской деятельности сегодня могут в большей или меньшей степени определяться используемыми для их достижения информационными технологиями, но отказаться полностью от ИТ уже невозможно.

Безусловно, степень зависимости бизнеса от информационных технологий определяет роль и значение в компании главного ИТ-специалиста, но первое изменение уже налицо – без него не обойдется ни одна современная организация. Правда, не всегда функциям и обязанностям конкретного "старшего по ИТ" в организации соответствует высокое наименование "ИТ-директор", нередко его деятельность связана в основном с системным администрированием, а то и вовсе используются услуги специалистов на аутсорсинге.

Вызовет ли стремительное развитие самих информационных технологий такое же изменение роли руководителя соответствующей службы?

От системного администратора до CIO

Нередко ИТ-отдел рассматривается только как обслуживающая бизнес структура. И в этом смысле качество работы ИТ-подразделения довольно точно определяется фразой: "Чем меньше о нем вспоминают, тем лучше оно работает".


Константин Юнов, ИТ-директор компании "МегаФон": Обновление операционной системы – это стратегический шаг к построению надежного базиса для внедрения новых приложений, реализации новых проектов и бизнес-процессов в компании

Безусловно, информационные технологии – это инструмент, который должен работать исправно. Но это только одно направление деятельности ИТ-подразделения – техническое, о котором действительно можно забыть, если всё работает без сбоев. Однако чем большее значение в работе компании приобретают информационные технологии, тем существеннее будет функция ИТ-отдела, направленная не на поддержку деятельности бизнеса, а на его развитие. И в этом смысле становится очень важной роль ИТ-директора как носителя определенных знаний, ведь именно он, курируя автоматизацию всех подразделений компании, наилучшим образом представляет особенности всех бизнес-процессов предприятия. И здесь его вряд ли заменит кто-либо из руководителей других организационных структур, которые, как правило, хорошо представляют только вверенный им в подчинение участок работы. Именно ИТ-директор, обладая необходимыми знаниями о бизнесе компании, может не только организовать устойчивую работу информационно-технического комплекса, но и с помощью информационной системы наладить функционирование бизнеса самым оптимальным образом. В идеале именно ИТ-директор должен принимать решения о том, что и когда закупать, у каких поставщиков, какие инструменты и методы применить для того, чтобы наилучшим образом использовать информационные технологии для повышения конкурентоспособности бизнеса и его успешного развития.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

В компании "МегаФон" до недавних пор в качестве корпоративного стандарта для работы компьютеров использовали операционную систему Microsoft Windows XP с пакетом обновлений SP3. Активное развитие компании и связанное с ним увеличение парка персональных компьютеров стало основной побудительной причиной для принятия решения о смене операционной системы. В процессе реализации проекта предстояло перевести все компьютеры в главном офисе и восьми филиалах, а также в "МегаФон Ритейл" на новый корпоративный стандарт – операционную систему "Windows 7 Корпоративная" и браузер Internet Explorer.

"После выхода на рынок новой операционной системы Windows 7 мы внимательно изучили ее возможности в плане увеличения скорости работы пользователей, предоставления им более удобных инструментов для качественного выполнения должностных обязанностей, – рассказывает Константин Юнов, ИТ-директор компании "МегаФон". – Уже первые тесты показали, что Windows 7 – это именно то, что нужно нашей компании: она предоставляет лучшие возможности с точки зрения доступа к информации, удобства работы пользователей и администраторов, повышения надежности и безопасности работы с компьютером, а также общего снижения расходов на функционирование и администрирование компьютерного парка".

От сокращения до развития ИТ

Желание использовать сиюминутную выгоду, отсутствие перспективных стратегических планов в некоторых современных компаниях часто становится основанием для принятия решений о строгой экономии расходов на ИТ. Руководители таких компаний, может быть, и понимают, что без информационных технологий они не обойдутся, но стремятся прежде всего получить максимально возможную прибыль сегодня, а не вкладывать ее в развитие ИТ-инфраструктуры. Однако такой непродуманный подход к информационно-техническим ресурсам приводит в конечном итоге не к экономии, а к росту издержек. Довольно легко это обнаружить при анализе операционной деятельности предприятия. Кажущаяся экономия и непродуманность организации информационного комплекса ведет к раздутому штату сотрудников, занятых учетом, к задержкам при получении необходимых данных, к невозможности своевременного принятия правильных управленческих решений. Без эффективных ИТ-инструментов руководство компании не понимает ситуацию по продажам и не может прогнозировать денежные потоки, а необходимая для принятия решений информация нередко поступает слишком поздно.

Удивительно, но при наличии продуманной стратегии само развитие ИТ- структуры предприятия становится средством для экономии. Сколько "выгадает" компания, в которой полгода сотруднику не заменяют сломанную клавиатуру, для отдела продаж покупают самый дешевый принтер, а на компьютеры с ключевой бизнес-информацией устанавливают "пиратские" программы? И насколько "затратной" окажется переход на новую операционную систему, которая на порядок быстрее загружается, имеет бóльшую отказоустойчивость и повышенный уровень безопасности? Оценить потери и выгоды, взвесить все "за" и "против", чтобы принять единственно верное решение для бизнеса в данном случае, должен именно ИТ-директор. Для некоторых современных руководителей это означает необходимость принципиальной трансформации стратегического подхода к модернизации ИТ-инфраструктуры от жесткой экономии к современным тенденциям развития. И здесь необходимо учитывать то, что уровень автоматизации, используемый в большинстве компаний, очень сильно определяется общим уровнем развития ИТ. То, что доступно рынку, открыто для конкурентов. Сэкономить и дать другим лишний козырь или рискнуть и вложиться в технологию – без ИТ-стратега принять такое решение очень сложно.