Разделы

Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Пресс-конференция академика РАЕН С.Ковалевского

В CNews завершилась интернет-пресс-конференция с Сергеем Ковалевским (на фото) - идеологом поправок к федеральному закону «Об информационных технологиях и защите информации», смысл которых заключается в не допущении использования иностранного программно–аппаратного обеспечения в стратегических отраслях экономики на особо опасных и важных объектах. Предлагаем нашим читателям стенограмму пресс-конференции, где размещены ответы на вопросы, заданные через сайт CNews.

Илья Разумов (CNews): Если Вы говорите, что СУБД HyTech такая хорошая, она же вытесняет во многих регионах и во многих структурах западные аналоги, то зачем же в таком случае нужен законодательный запрет на западные программы? По-моему, конкурентная разработка является наилучшим критерием по выбору продукта?

Сергей Ковалевский: Правильный вопрос. Только здесь с точки зрения расходования бюджетных средств на информатизацию. Это опять же не реклама СУБД HyTech. Просто есть государственная система, и вопрос - нужно ли тратить государственные деньги на закупку западного? Ответ – нет! Заметьте, что если бы у нас была государственная система, то покупать не надо, просто берите и работайте. А так чиновник тратит огромные деньги (я не буду называть цифры) и на сопровождение, и на развитие Oracle или Microsoft, тратит наши государственные деньги. Не надо этого делать. Теперь вопрос: почему это не делается? Потому что менталитет, потому что нет такой задачи, не стоит она. Что такое отечественное? Такого быть не может. Вот Microsoft - это понятно. Но я выступаю как патриот, и я бы сказал, что спорить о разработках можно сколько угодно. Но вот пример: мониторинг национальных проектов. Когда это будет создано на западных передовых технологиях? Давайте засечем. С 1 января мы стартовали на HyTech, мониторинг - это проект в реальном масштабе, и вся страна уже с ним работает. Когда будет создана по аналогичным характеристикам система, но с западным программным обеспечением и с этими же затратами?

Л. Кривега (Оренбург): Использование иностранного программного обеспечения создает реальную угрозу того, что информация о гражданах России, платежах юридических и физических лиц будет известна зарубежному поставщику. Ваши комментарии по данному вопросу.

Сергей Ковалевский: Здесь я бы все-таки не стал делать упрек западному программному обеспечению, что именно из-за него мы можем что-либо потерять. В теории безопасности существует такое понятие, как человеческий фактор. Большинство наших систем «сливают» информацию в определенное хранилище, в единых центр обработки. Не потому, что управляются западными системами управления базами данных, а для того, чтобы эту информацию можно было обрабатывать и анализировать. Существует понятие централизованных баз данных, это, скажем так, уже прошлый век, и при наших коммуникациях можно использовать распределенные базы данных, которые своровать теоретически невозможно. Независимо от того, какая система - западная или отечественная, если создана централизованная система баз данных, ее всегда можно своровать. И она доступна не потому, что ее можно скачать, а потому что ее своруют, выложат продавать в переходе, и она уже пойдет дальше. В интернете продается все, кроме системы данных Фонда социального страхования, потому что их централизовано нигде нет. Их своровать невозможно, нужно пройти 750 городов, все взломать, а фрагменты базы никого не интересуют. Поэтому неправильно спроектированная база данных централизованного распространения является фактором угрозы, что ее можно стащить.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

А. Попов (Новокузнецк): Вы можете озвучить цифру, которая потрачена в текущем, 2006 г., на государственные закупки в области информационных технологий?

Сергей Ковалевский: Я могу повторить то, что было сказано в Мининформсвязи месяца три назад, что в прошлом году наше государство потратило 308 млрд руб. на закупку программных средств. Можно посчитать, сколько ежегодно. Я не беру «железо». Понятно, что есть вещи, в которых мы не можем состязаться, но в чем-то мы можем. Программное обеспечение, наши мозги, наш интеллект. Огромные деньги тратятся на то, чтобы купить право.

Надежда Генина