CNews: Какие тренды в разработке программного обеспечения вы считаете ключевыми и почему?
Армен Кочаров: Офисные продукты – это интерфейс, помогающий донести мысли одного человека другим. Как всякие интерфейсы, они развиваются в сторону увеличения функционала и повышения безопасности с одновременным упрощением пользования. Это и есть основной функциональный тренд на ближайшие годы.
Новые технологические тренды обеспечат удобное взаимодействие человека с приложением и помогут избавиться от проблем популярных офисных платформ, унаследованных еще из 80–90-х годов прошлого века. На помощь человеку придет искусственный офисный интеллект. Использование речевых помощников уже сейчас освобождает и в несколько раз ускоряет процесс записи текста. Но сегодня информация при попадании в редакторы теряет свою интонационную и эмоциональную окраску. В будущем офисный продукт сможет реагировать на эмоции своего визави и записывать их. Нейроинтерфейсы позволят семантически обработать входящий сигнал – корреспонденцию или запрос – и подготовят черновик ответного письма, проект отчета в таблице или презентацию из имеющихся в облаке данных. При этом машина, постоянно обучаясь, позволит постоянно улучшать качество предподготавливаемого контента.
Более приземленные тренды — это обеспечение цифровых процессов ведомства или корпорации: безопасный доступ к цифровым документам из любой географии, возможность работы в неоднородной среде BYOD, одновременное редактирование документа группой сотрудников. Другими словами, это уход от персональной печатной машинки в сторону единого цифрового пространства.
CNews: Как стратегия развития отечественного офисного пакета соотносится с импортозамещением и цифровизацией – основными сегодняшними трендами?
Армен Кочаров: В утвержденной правительством программе «Цифровая экономика Российской Федерации» первым пунктом отмечено создание экосистемы цифровой экономики, в которой государственные информационные системы будут построены вокруг работы с данными, а не электронными копиями бумажных документов. Это полностью соответствует нашей стратегии развития. Объем документов и автоматически генерируемых данных растет в геометрической прогрессии и продолжит расти в ближайшие десятилетия. У офисного продукта увеличивается необходимость не только в обработке данных, но и в удобстве их хранения, предоставлении и распределении доступа к ним – и это именно тот технологический путь, по которому мы развиваемся. Наше частное облако – это как раз тот продукт, который позволяет компаниям, двигающимся в сторону цифровизации, более удобно и эффективно работать с документами и информацией.
Что касается импортозамещения, стратегия развития продукта «МойОфис» скорее соотносится не с географией, а с потребностями и задачами клиента. Другое дело, что тактически мы в ситуации импортозамещения хотим помочь нашим заказчикам быстрее перейти на российские продукты.
CNews: Что отличает продукты «МойОфис» от других платных и бесплатных офисных пакетов? В чем ценность этих программ для пользователей?
Армен Кочаров: В ДНК наших продуктов заложено несколько новых концепций — концепция единого документа, единого редактора, концепция коллаборативной работы и тесная интеграция между редакторами, файловым хранилищем, почтой и мессенджером. Разделение на редакторы текста, таблиц и презентаций – искусственное, связанное со слабостью вычислительных платформ 30 лет назад, сейчас от него можно и нужно уходить. Мы работаем с представлением отдельных компонентов – фрагментов текста, таблиц, формул, изображений – и связующими метаданными. Но для пользователя наши редакторы работают по классической, привычной всем с конца прошлого века схеме — десктоп-клиент и файловая система.
Совместная работа дает возможность компаниям ввести новые бизнес-процессы в документообороте, которые повысят реальную эффективность их работы – мы предлагаем проектную совместную работу вместо иерархической последовательности. Например, разные филиалы могут загружать свои бюджеты для консолидации в свой лист единой сводной таблицы в защищенном облаке, не блокируя работу других филиалов, и при этом отпадает необходимость пересылок, загрузок и хранения различных версий – документ един. Подготовка договора подразумевает совместное редактирование командой, а не последовательную пересылку вариантов между десятком создателей и согласователей. Одна из ключевых проблем государственных организаций – это длительная процедура документооборота и согласования документов. Наш продукт позволяет клиентам работать быстрее, безопаснее и обращаться к документу как к «единому источнику правды».
Задача, которая стояла перед нами при создании «МойОфис» – сделать продукт, одновременно удовлетворяющий текущим требованиям пользователей наравне с другими платными и бесплатными офисными пакетами, и при этом соответствующий трендам ближайшего будущего.
CNews: Известно, что крупные коммерческие предприятия и государственные организации выбирают ПО совершенно по-разному. Какие три момента наиболее важны для госзаказчиков?
Армен Кочаров: Если говорить про общие моменты, то для госзаказчиков важны: безопасность и сохранность данных, удобство работы и простая интеграция с внешними системами, например, с системой документооборота. Первая линейка наших продуктов – это редакторы текста, презентаций и таблиц. Вторая линейка – почтовый клиент и почтовый сервер. Третья – это частное облако и хранилище данных. И четвертая линейка - это веб-редакторы, работающие в частном облаке. Первые две линейки – это классические продукты, где важна работоспособность, быстродействие, богатство функционала и его соответствие текущим требованиям, в которых компания уже работает. Здесь продукт должен помогать компании поддерживать те процессы, в которых она работала раньше. Остальные линейки – это инновационные продукты: в частном облаке и в веб-редакторах клиенты выбирают новый функционал, который обеспечивает безопасность и сохранность данных. Если все данные безопасно лежат в частном облаке, то для крупного предприятия или ведомства это дополнительная, ранее отсутствовавшая ценность.
CNews: Федеральным и региональным органам власти, эксплуатирующим ГИС-ы, важно, чтобы продукт отвечал широкому набору требований по ИБ. Какие меры вы предприняли для этого?
Армен Кочаров: Мы уделяем пристальное внимание вопросам информационной безопасности и поддерживаем работу наших решений на широком спектре российских операционных систем, включая их сертифицированные версии. А для заказчиков, которые по закону должны аттестовывать свои системы на соответствие требованиям информационной безопасности, мы предлагаем защищенные редакции наших продуктов, сертифицированные ФСТЭК и Министерством обороны РФ для обработки конфиденциальной информации и сведений, составляющих государственную тайну. Ведутся работы по сертификации отдельных продуктов, реализующих функции электронной подписи и шифрования, в ФСБ РФ.
Кроме того, наши облачные продукты обеспечивают высокий уровень информационной безопасности и для тех клиентов, которым не нужны сертификаты соответствия требованиям по ИБ. Частное облако, разумеется, накладывает дополнительные расходы на эксплуатацию по сравнению с публичным, но частное облако – это история про управление клиентом своими информационными потоками и защищенностью своих информационных систем. Наш продукт изначально нацелен на безопасное хранение и обработку данных внутри практически любой инфраструктуры. Это наше ключевое отличие.
CNews: Какие доработки, связанные с освоением ниши импортозамещения, были изначально нацелены на закрытие нужд государственных организаций? Какие появились позже?
Армен Кочаров: У государственных организаций нет каких-то специфических запросов, кроме повышенных требований к информационной безопасности. Что касается общих доработок, мы изначально закладывали в «МойОфис» кроссплатформенность. Недавно мы протестировали возможность работы «МойОфис» с российскими операционными системами, в том числе «АльтЛинукс», «Лотос» и «Ред ОС» версии 7.1 «Муром», и совместимость с российскими производителями аппаратных платформ.
CNews: Поддержка мобильности – еще один насущный вопрос для пользователей современных программных продуктов?
Армен Кочаров: В отличие от конкурентов, которые создавали первые приложения 20 лет назад, мы изначально ориентировались на мобильность. Мы по-другому подошли к интерфейсу, упростили его. Все наши нововведения тут же появляются в мобильной среде. Наше единое ядро позволяет работать одновременно со всеми видами доступа: из браузера, через десктоп, частный доступ через облако и с помощью мобильных приложений. При этом для заказчика крайне важен мобильный доступ к документам с возможностью редактирования и в будущем эта важность будет только возрастать.
CNews: Внедряете ли вы продукты «МойОфис» в частном секторе? Как отечественный офисный пакет вписывается в ИТ-ландшафт коммерческого предприятия?
Армен Кочаров: У офисных решений нет остро выраженной отраслевой специфики, как и по размеру или по форме собственности. Наши продукты кросс-отраслевые, поэтому у нас, конечно, есть и небольшие частные клиенты, и покрупнее, и государственные предприятия. Но в данный момент наш фокус нацелен на государственный сегмент, потому что сейчас вектор развития этого рынка направлен на импортозамещение.