Спецпроекты

На страницу обзора
20000 транзакций в секунду: как автоматизировали «Национальную Лотерею»

Бизнес-процессы «Национальной Лотереи» автоматизировала ИТ-компания «Т1 Консалтинг» совместно с сотрудниками оператора. Новая отказоустойчивая цифровая платформа для розыгрышей способна ежесекундно в пики обрабатывать больше 20 тысяч транзакций и обслуживать более 20 млн человек. Разработчики рассказали, с какими сложностями пришлось столкнуться при создании решения.

Масштаб проекта

«Национальная Лотерея» — это новый бренд государственных лотерей, организованный Министерством финансов России. Теперь всех желающих испытать удачу обслуживает отказоустойчивая высоконагруженная цифровая платформа для проведения тиражей и розыгрышей. Билеты можно приобрести онлайн на сайте www.nloto.ru и в мобильном приложении «Национальная Лотерея» для iOS и Android, в отделениях Почты России, в торговых сетях «Дикси», «Магнит», «Красное&Белое», в онлайн-сервисах «Мегафон», «Мультибонус», «Детский Мир». При этом впервые в России реализована опция получения выигрыша через банкоматы ВТБ.

Заказчиком проекта по автоматизации выступила компания-оператор «Спортивные Лотереи». Реализовать идею удалось в гибридном подходе специалистам «Т1 Консалтинг» с командой заказчика.

«Лотерея сейчас — вовсе не то, что 30 лет назад. Сейчас это, в первую очередь, высокотехнологичный продукт, — отмечает заместитель генерального директора по ИТ «Национальной Лотереи» Дмитрий Чудинов. — На старте перед нами стояли задачи автоматизации всех процессов и выхода на рынок. Требовалось обеспечить проект технологическим стеком, платформами, чтобы добиться стабильности и безопасности».

После запуска платформы число уникальных пользователей продолжает расти. Розыгрыши проводятся каждые несколько минут, а на то, чтобы рассчитать выигрыш и определить победителей, уходит меньше секунды. Система умеет обрабатывать свыше 20000 транзакций в секунду — это придает ей статус высоконагруженной (более 20 KTPS).

Что было автоматизировано

Команда из сотни разработчиков «Т1 Консалтинг» и специалистов заказчика создала сайт и нативное мобильное приложение, транзакционное ядро, внедрила продукты «» для автоматизации бизнес-процессов платформы.

Также при автоматизации бизнес-функций «Национальной Лотереи» специалисты разработали гибкую систему для прогнозирования продаж билетов и расчета вероятности выигрыша. Она позволяет запускать самые релевантные продукты для каждого сегмента целевой аудитории.

Кроме того, платформу интегрировали с аппаратными квантовыми генераторами случайных чисел и с ИТ-системой лототронов.

Обеспечили разработчики и промышленную интеграцию платформы с онлайн- и офлайн-партнерами. Среди них: Почта России, «Магнит», «Дикси», «Красное&Белое», «Детский мир», «Мегафон», сеть терминалов «Элекснет», специализированные сети распространители и другие. Для организации продаж и получения выигрыша в отделениях Почты России, например, был создан специальный плагин. Дополнительно платформу нативно интегрировали в такие кассовые системы, как «Эвотор», «Штрих-М», «Дримкас», CSI и прочие.

Также был создан web-клиент для собственной и специализированной розницы и для интеграции с контрольно-кассовым оборудованием.

Впервые стало возможно оперативно проверить билет по номеру телефона и получить выигрыш в банкомате. Чтобы пользователи могли пройти идентификацию личности перед получением крупного денежного выигрыша, систему интегрировали с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Федеральной налоговой службой. Деньги можно получить и на свой кошелек на сайте «Национальной Лотереи».

Как создавалось решение

Разработкой автоматизированной платформы с нуля занимались специалисты «Т1 Консалтинг» вместе со специалистами заказчика с сентября 2021 по октябрь 2022 г.

«Когда мы заходили в проект, в команде не было ни одного человека, который бы работал в лотерейном бизнесе, — вспоминает Дмитрий Чудинов. — Мы интуитивно представляли, что нужно делать. Начали изучать, как работают конкуренты в стране и мире, как у них выстроены процессы. Пригласили иностранных консультантов, провели ряд экспертных интервью и специальное исследование перед запуском».

Самым тяжелым, по признанию разработчиков, было запуститься через 2,5 месяца. Была поставлена амбициозная задача: чтобы лотерею можно было купить до Нового года.

Решение создавалось в геораспределенном облаке, позже было решено перейти на гибридный формат и перенести часть инфраструктуры в три центра обработки данных. Это совместная разработка сотрудников «Национальная Лотерея» и «Т1 Консалтинг», построенная с использованием open-source стека: Java, Spring, React, Swift, Kubernetes, PostgreSQL, RabbitMQ, Docker, Redis и др. Зарубежные программное обеспечение и инфраструктура при создании платформы не применялись — так что продукт можно назвать импортонезависимым. Решение применять собственную разработку оказалось верным — это позволило не зависеть от сторонних подрядчиков.

Розыгрыши проводятся каждые несколько минут, а на то, чтобы рассчитать выигрыш и определить победителей, уходит меньше секунды

Полноценный MVPранняя версия продуктазаработала очень быстро: уже через 2,5 месяца после начала работы.

«За первые 2,5 месяца работы нам удалось с нуля разработать систему, позволяющую автоматизировать функции оператора лотерей, обеспечить старт продаж и последующие выплаты по лотерейным продуктам через сайт и мобильное приложение», — рассказывает Анатолий Савчук, руководитель практики «Цифровые решения» «Т1 Консалтинг». Он добавляет, что это стало возможным благодаря четкому техзаданию и слаженной работе.

«Результат — уникальный отраслевой цифровой продукт, не имеющий аналогов на российском рынке», — отмечает Савчук.

Разработчики признаются, что при реализации проекта столкнулись со множеством подводных камней. Во-первых, работу осложняли сжатые сроки, во-вторых — абсолютно новое для команды отраслевое направление, в-третьих, необходимость учесть нюансы законодательства, регламентирующего проведение и организацию лотерей. Еще одна трудность — супервысокие нагрузки, которые должно выдержать решение.

«В процессе создания и запуска платформы было крайне важно, чтобы наша команда учла требования всех стейкхолдеров компании, пожелания по интеграции системы с партнерами, скорости и качеству продукта, а также обеспечила возможность получения выигрышей в банкоматах и отделениях Почты России, — объясняет Дмитрий Чудинов. — Сейчас проект ведется в гибридном agile-waterfall-формате с часто меняющимся бэклогом, однако специалисты «Т1 Консалтинг» готовы адаптироваться под изменения и четко понимают бизнес-цели проекта».

В октябре 2022 г. в прямом эфире Первого канала на базе новой платформы прошел первый розыгрыш флагманской лотереи «Мечталлион». Сейчас у «Национальной Лотереи» около 70 тыс. офлайн-точек продаж и миллионы клиентов.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsFast: Самые быстрорастущие ИТ-компании 2021
Название компании Рост выручки 2021/2020, в %
1 Yandex.Cloud (Яндекс Облако)* 191,3%
2 Технопром 171,5%
3 Инвента* 169,1%
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2021
№ 2021 Название компании Совокупная выручка компании в 2021 г., c НДС, ₽тыс.
1 OCS Distribution 261 239 804
2 Марвел-Дистрибуция 210 776 072
3 Softline 166 254 716
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России 2021
№ 2021 Название компании Совокупная выручка компании в 2021 г., c НДС, ₽тыс.
1 1С* 70 400 000
2 ИКС Холдинг 101 634 000
3 Лаборатория Касперского**(1) 35 432 270
Подробнее

Рейтинги

Российские регионы в CNews100 2022.
№ 2021 Регион Доля в региональной выручке рейтинга 2021, %
1 Санкт-Петербург 79,2%
2 Екатеринбург 9,1%
3 Казань 6,6%
Подробнее