Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Кризисное мышление: нужна ли российским компаниям СОА?

Несмотря на то, что кризис существенно "подрезал крылья" компаниям, затеявшим переход к сервисно-ориентированной архитектуре, интерес к подобным проектам у заказчиков не иссяк: заметно, что он трансформировался в поиск быстрых, недорогих и "нересурсоемких" путей достижения результатов, обещанных СОА-вендорами. О том, какие факторы могут стимулировать российские компании к переходу на СОА, о проблемах реализации подобных проектов, о способах снижения издержек, а также о возможностях оценки возврата инвестиций рассуждали участники круглого стола "Сложности продвижения СОА в России", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Тему использования СОА в банках продолжил вице-президент по ИТ Московского банка реконструкции и развития Игорь Кадощук. Он отметил, что банковский бизнес в результате кризиса пострадал больше других отраслей экономики. Остановка проектов развития бизнеса, на его взгляд, является основной причиной того, что СОА проекты сегодня не реализуются.

"Однако сама идея СОА возникла потому, что, внедрив новые приложения, компании не получают при этом результата, который бы их полностью удовлетворил, - отметил г-н Кадощук. - Преимущество СОА – в возможности собрать необходимую компании функциональность из "кусков"".

По его мнению, сегодня еще бытует отношение к СОА как к ИТ-проекту. Но такой подход очень критичен для реализации СОА-проекта. И бизнес, и ИТ должны понимать, что СОА - это общий проект. По мнению г-на Кадощука, использование СОА-подхода может компаниям помочь справиться с основной "кризисной" задачей ИТ – максимальным сокращением издержек при повышении доступности ИТ-сервисов и контроля над операционными рисками.

Руководитель Архитектурного отдела ИТ банка "Юникредит" Михаил Хайзников развенчал два популярных мифа о СОА. Один из них состоит в том, что внедрение СОА ведет к снижению сложности за счет уменьшения числа интерфейсов. В реальности же рост сложности – это норма, считает г-н Хайзников. Просто СОА позволяет декомпозировать сложность взаимодействия и отделить ее от функциональности системы, а также предлагает естественные пути масштабирования систем. "Второй миф – о существовании единого набора интерфейсов, - рассказал он. - Считается, что существует множество коннекторов между системами, однако все они не позволяют осуществить интеграцию на бизнес-уровне".

Он также подчеркнул, что сервисно-ориентированная архитектура нуждается в управлении не в меньшей степени, чем любая техническая платформа. В противном случае она превращается в аморфный многоплатформенный конгломерат компонент с неопределенным поведением.

Говоря об опыте банка в переходе на СОА, г-н Хайзников отметил, что "Юникредит" пока внедряет лишь отдельные элементы данной архитектуры, используя при этом платформу IBM WebSphere. При этом СОА-решение позволяет банку эффективно использовать большое количество систем, замена которых не представляется возможной.

Каким будет спрос на СОА

Управляющий партнер Headwork Analytics Ярослава Мальцева остановилась на некоторых проблемах, сопровождающих вывод нового ИТ-решения (а СОА еще недавно воспринималось именно так) на рынок. По ее мнению, быстрому распространению инновационных решений мешает ряд факторов. Это и незавершенность предыдущих стадий автоматизации на предприятиях, и фокус заказчиков на крупных вендорах (пока они не начнут активно продвигать новую концепцию - она не будет иметь активного рыночного спроса). Помимо этих объективных факторов, сегодня на первый план выходит субъективный – все игроки рынка вынуждены существовать в условиях экономического кризиса. Такие периоды характеризуются, помимо прочего, сложностями, связанными с прогнозированием рыночного спроса.

Несмотря на то, что потребность в СОА на ближайшее время достаточно трудно будет предсказать, г-жа Мальцева отмечает, что поправка на кризис в прогнозах спроса не должна быть прямо пропорциональна размеру экономического спада. Это следует учитывать потому, что наиболее ИТ-емкие отрасли не являются наиболее пострадавшими, а прогноз спроса отраслей-локомотивов остается в кризис практически неизменным.

"Кроме того, сопутствующее кризису укрупнение бизнеса приводит к смене фокуса внимания заказчиков с обеспечения развития бизнеса на повышение его управляемости, - отмечает она. – Помимо этого, рост сделок по слиянию и поглощению приводит к необходимости совмещения множества разнородных ИТ-сред предприятий (на что и направлено применение СОА). Соответственно, отслеживание трендов по слияниям и поглощениям способно облегчить процедуры прогноза спроса на СОА-решения".

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Президент фонда "Фостас", директор АБ "Группа 24" Евгений Зиндер убежден в том, что спрос на СОА в ближайшие годы будет определяться, исходя из нескольких ключевых сценариев. Один из них, названный докладчиком "консервативным", предполагает, что компания принимает решение "подумать о возможности применения СОА" потом, когда кризис кончится. Второй сценарий, "осторожно-инновационный", состоит в том, чтобы постепенно на фоне кризиса осваивать передовые технологии – в расчете на возможность существенного расширения СОА после начала роста. Как правило, реализация данного сценария инициируется решением самой ИТ-службы.

Еще один типичный сценарий г-н Зиндер назвал "радикальным политическим". Суть его состоит в том, что кризис скоро пройдет и компания просто обязана выйти из него "высокотехнологичной". Это "политическое" решение, итоговый успех которого зависит от того, насколько верно угадано стратегическое направление применения СОА, насколько последовательной будет реализация данной политики, и т.п. И, наконец, последний сценарий сводится к осознанию неприемлемости работы предприятия по-старому и переходу к осознанному созданию сервисного предприятия, к новой философии управления.

Г-н Зиндер также остановился на методике подсчета эффективности СОА-проекта. Отдачу от проекта СОА, по его мнению, можно посчитать, если учитывать не потенциальный доход, а возможные ущербы. "Методика оптимизации прибыли в данном случае меньше подходит, чем методика минимизации убытков, - отметил он. – При этом, если понесенные затраты не приносят компании ощутимого положительного эффекта в обозримой перспективе, то СОА не нужна. Надо понимать, как часто компании требуется менять бизнес-процессы. И от ответа на этот вопрос зависит ответ на следующий - есть ли смысл в использовании СОА?".

Элеонора Ершова / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Василий Анфиногентов, "Форс-Центр разработки". Опыт ФОРС в реализации интеграционных проектов
Презентация Михаил Хайзников, Юникредит Банк. Место SOA в корпоративной архитектуре
Презентация Игорь Кадощук, Московский банк реконструкции и развития. Что может дать переход на СОА в кризисное время?
Презентация Ярослава Мальцева, HeadWork Analytics. Проблемы прогнозирования корпоративного спроса на новые инфо-технологические решения
Презентация Мария Попова, CNews. Тормозы и стимулы для СОА в России
Презентация Роман Пресняков, IBS Borlas. Экспертиза и практический опыт IBS Borlas вреализации SOA-проектов
Презентация Александр Уланов, Exigen Services. SOA + Agile = оптимальный подход в новых реалиях
Презентация Евгений Зиндер, "Фостас". Сценарии планирования и оценки SOA и SOE в российском контексте глобального кризиса
Презентация Скачать все презентации (архив)