Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Кризисное мышление: нужна ли российским компаниям СОА?

Несмотря на то, что кризис существенно "подрезал крылья" компаниям, затеявшим переход к сервисно-ориентированной архитектуре, интерес к подобным проектам у заказчиков не иссяк: заметно, что он трансформировался в поиск быстрых, недорогих и "нересурсоемких" путей достижения результатов, обещанных СОА-вендорами. О том, какие факторы могут стимулировать российские компании к переходу на СОА, о проблемах реализации подобных проектов, о способах снижения издержек, а также о возможностях оценки возврата инвестиций рассуждали участники круглого стола "Сложности продвижения СОА в России", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Роман Пресняков: Сегодня СОА наиболее эффективна в виде точечных решений

На вопросы CNews ответил Роман Пресняков, директор департамента систем корпоративного взаимодействия бизнес-приложений IBS Borlas.

CNews: Что может стимулировать российские компании к переходу на СОА в ближайшие годы?

Роман Пресняков: По моей оценке, в ближайший год-два глобального перехода российских компаний к СОА не будет. В кризисные времена мало кто пойдет на внедрение масштабных решений, отдача от которых имеет стратегический характер, измеряемый годами. Тех, кто может себе это позволить в нынешних условиях, единицы. Сегодня клиенты предпочитают то, что принесет им быстрый результат по наиболее актуальным направлениям. Сервисно-ориентированная архитектура будет востребована рано или поздно, в относительно спокойной финансовой ситуации, когда компании будут готовы ждать экономического эффекта от внедрения новых технологий хотя бы год-два.

Кроме того, эффект от применения СОА напрямую связан с темпами развития компании. Он окажется тем более значимым, чем быстрее будет расти бизнес. Это, опять же, вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Это наиболее очевидно проявится именно в условиях растущей и сильно конкурентной экономики.

CNews: То есть в ближайшее время у СОА перспектив нет?

Роман Пресняков: Почему же? На мой взгляд, сейчас целесообразно думать не о глобальных вещах, таких, как полный перевод существующих в компании ИТ-решений на СОА, а о сравнительно небольших бизнес-задачах. Нужен не комплексный охват, а точечные решения, которые дадут эффект в обозримые сроки, скажем, в течение трех-четырех месяцев. Это своего рода пилотные проекты, на основе которых ИТ-директора могут доказывать руководству компании необходимость в СОА, возможность перспектив решения технологией СОА более широких задач.

CNews: Однако не придется ли затем эти пилотные решения "сносить"? Не помешают ли они комплексному внедрению СОА, если заказчик придет к такой мысли?

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Роман Пресняков: При правильном подходе пилотные решения могут вполне успешно использоваться в масштабном СОА-решении, это вполне реально с точки зрения методологии внедрения СОА. Для решения текущих задач можно внедрять небольшие "фрагменты мозаики", которые в будущем сложатся в единую картинку – комплексную сервисно-ориентированную архитектуру.

CNews: С какими ключевыми проблемами придется столкнуться в рамках реализации СОА-проектов?

Роман Пресняков: Любой ИТ-проект – вопрос бюджета. На многих предприятиях сегодня бюджеты на ИТ заморожены или серьезно урезаны, поэтому о масштабных проектах говорить не приходится. Между тем как раз на небольшие СОА-проекты деньги можно выделять из операционных бюджетов, поскольку в результате будут быстро и эффективно решаться задачи конкретных подразделений.

CNews: Готовы ли к СОА отечественные разработчики ПО и интеграторы?

Роман Пресняков: Интеграторы готовы – есть опыт, есть экспертиза, у каждой уважающей себя ИТ-компании есть хотя бы один СОА-проект. И среди них все больше успешных.

CNews: Как оценить отдачу от СОА?

Роман Пресняков: Эффект применения СОА, как правило, проявляется в экономии на стоимости поддержки действующих систем, снижении затрат на дублированный ввод данных, ускорении решения новых бизнес-задач. Пример из нашей практики: после внедрения СОА-технологии экономия времени на одного сотрудника заказчика составила 10 минут. Казалось бы, немного, однако в масштабах компании это означало экономию стоимости целого проекта по внедрению нового ИТ-решения.